LOADING

Type to search

Страницы истории

В начале 1923 года в Москве создаётся инициативная группа по организации Всероссийского Общества слепых, которая провела большую разъяснительную работу среди слепых Москвы, разработала проект устава Общества. Он был утверждён НКВД 8 сентября 1923 года.
Вслед за утверждением Устава ВОС на общем собрании слепых г. Москвы 18 сентября 1923 года (это собрание не могло являться представительным, так как в нем принимали участие только слепые, проживающие в г. Москве), было принято решение считать главной задачей СВОС (совета, избранного на собрании) — подготовку к созыву I съезда Общества. Именно эту работу, главным образом, осуществлял СВОС. избирались уполномоченные (делегаты) на съезд.
Началась кампания по подготовке съезда слепых. Рассылались письма с призывом к слепым создавать отделы ВОС, объединяться. Нелегко было объединить незрячих особенно там, где не имелось школ для слепых детей, где фактически не было ни одного трудящегося слепого.
6 апреля 1925 года в Москве состоялся I учредительный съезд ВОС. Его открыл Борис Петрович Мавромати, возглавлявший в то время созданную в 1923 году Московскую инициативную группу по созданию Всероссийского общества слепых. С тех пор 6 апреля считается днем основания Общества.
В то время в России насчитывалось 472 тысячи только зарегистрированных слепых. Огромная их часть 90 процентов, были лишены возможности работать.
На съезде присутствовало 124 делегата из 23 губерний России, гости из Украины, Белоруссии и республик Закавказья. В состав делегатов вошли крестьяне, рабочие и бывшие дворяне.
Повестка I съезда включала доклады: «О международном и внутреннем положении СССР», «О трудовом обеспечении слепых», «Положение слепых за границей», «Книгопечатание и печать слепых», «Медицинские вопросы», «Школьная программа», «Профессионально-техническое обучение слепых детей», утверждение Устава и выборы Совета ВОС.
Съезд принял Устав Общества, определил первоочередные задачи и избрал руководящие и ревизионные органы, председателем Совета ВОС стал бывший нижегородский рабочий-печатник Владимир Александрович Викторов.
Всероссийское общество слепых стало первой в истории СССР общественной,производственно-хозяйственной и культурно-просветительской организацией.
Этапы развития
Историю развития ВОС можно разбить на следующие этапы:
Довоенный;
Военный;
Послевоенный;
Расцвета ВОС;
Перестройки;
Постсоциалистический.

Довоенный этап:
С первых дней своего существования Общество создает кружки по ликвидации неграмотности. Общество осуществляет плодотворную работу по организации, трудовому устройству и культурно-просветительному воспитанию слепых.
Огромную работу проводит учрежденный ВОС общественно-политический илитературно-художественный журнал «Жизнь слепых», ставший официальным печатным органом Центрального Совета ВОС.
Ведётся работа по трудоустройству слепых, открываются объединения, артели слепых. С 21 июня 1927 года по решению Совета народных комиссаров РСФСР начинают проводиться по всей Российской Федерации Недели помощи слепым. С 1928 года в течение десяти лет проводились трехдневники помощи слепым. В эти дни граждане России знакомились с жизнью незрячих, собирали средства в Фонд Общества. Активное участие в трехдневниках принимают отделы ВОС. На ярмарках в городах продавались изготовленные слепыми товары.
Уделяется большое внимание культурно-просветительскому воспитанию слепых и глухонемых граждан, местным Советам рекомендовано принимать меры к укреплению местных организаций слепых.
Правительством СССР в 1928 г. установлены льготы для инвалидов по зрению: в 10 раз снижен почтовый тариф, введен бесплатный проезд в трамваях, 50% скидка на железнодорожные билеты, льготная выдача билетов в театр и лечение в санаториях за счет профсоюзов, принимается решение о финансировании организаций ВОС и создании сети учебно-производственных мастерских.
В Москве в 1929 году открыт Научно-практический институт специальных школ и детских домов, впоследствии НИИ дефектологии АПН СССР, и начата разработка основ тифлологии и тифлотехники. Впервые государственным органам предложено установить перечень предприятий и тех трудовых процессов, в которых могут быть заняты слепые.
Ставится задача создать стройную систему образования и музыкального воспитания слепых детей, не отличающуюся от образования и воспитания, получаемого в массовых школах.
С 1931 г.деятельность Общества направлена на повышение квалификации председателей ячеек, учителей, библиотекарей; В Государственном издательстве СССР организована редакция литературы для слепых.

В 1932 году на V съезде Всероссийского общества слепых перед членами Общества поставлена новая задача: “…приступить к разработке форм и методов организации труда слепых и начать разработку специальных приспособлений, облегчающих квалифицированную работу незрячих на станках и охрану их труда”.
1933 г. при Центральном правлении ВОС создана Центральная научно-тифлотехническая секция под председательством ленинградского ученого тифлолога Владимира Сергеевича Сверлова. На заседаниях секции рассматривались изобретения незрячих рационализаторов и разработки новых приспособлений для облегчения труда и быта инвалидов по зрению.
1934 г. Развитие и укрепление Всероссийского общества слепых проходило под новым лозунгом, выдвинутым Центральным правлением: “Дело слепых есть дело всего рабочего класса СССР”. Повсеместно заключались договоры о шефской помощи между организациями ВОС и государственными предприятиями. Заводы и фабрики брали на себя обязательства трудоустраивать незрячих и обучать их в ФЗУ, а Общество – “…предоставлять в случае необходимости рабочую силу из числа членов ВОС…”, организовывать группы охраны зрения и выступления художественной самодеятельности.
В 1935 г. принято решение изменить структуру Общества и строить ее по производственно-территориальному признаку: ячейка – обл-, крайотдел – Центральное правление. Впервые городским и сельским ячейкам предоставили права юридических лиц.
Общество слепых плодотворно участвует в работе Наркомпроса РСФСР по организации школ-интернатов для слепых детей, добивается принятия государственных актов, позволяющих незрячим учиться на рабфаках и в ВУЗах,усиливает работу по привлечению незрячих к занятиям физкультурой и спортом. А в 1938 году проводит первый чемпионат Всероссийского общества слепых по шахматам. Это и было первое спортивное соревнование в истории Общества.
Своими усилиями и участием в политической жизни страны ВОС в 1938 г. добивается включения в Советы местных органов власти депутатов из числа незрячих.
В 1938 году в издательстве учебно-педагогической литературы (Учпедгизе) создана специальная редакция по Постановлению СНК РСФСР “Об улучшении выпуска литературы для слепых”. Вышел первый номер брайлевского журнала “Советский школьник” (теперь «Школьный вестник»).
1940 г. 4 ноября СНК РСФСР утвердил новое Положение о Всероссийском обществе слепых, в котором была определена перспектива социальной и производственно-хозяйственной деятельности Общества, особо подчеркивалась важность оборонной работы в организациях и строгое соблюдение принципов демократии. Общество получает право на создание собственных учебно-производственных мастерских и комбинатов, которые и стали прототипом учебно-производственных предприятий ВОС.

Военный этап:
В 1941 году с первых дней Великой Отечественной войны аппарат Центрального правления был эвакуирован в Уфу. В Москве осталась оперативная группа, руководство которой возложено на заместителя председателя ЦП ВОС Василия Андреевича Медведева.
Коренным образом изменилась работа учебно-производственных комбинатов в 1941 г.: коробки для мин, хлебные формы для полевых пекарен, печки для блиндажей, маскировочные сети, валенная обувь для солдат — вот не полный перечень продукции Общества в годы войны.
Рабочие комбинатов слепых переходят на 12-ти часовой рабочий день без выходных.
Выпускник Московской школы интерната для слепых детей Миша Попов с баяном за плечами добрался до передовой и своей игрой поднимал дух бойцов перед атакой. Миша был награжден боевым орденом, и его образ навсегда запечатлен в поэме А.Суркова «Песня о слепом баянисте».
Слепой скульптор Лина По, находясь в эвакуации, не только создавала скульптуры героев войны, но и плела ночами маскировочные сети для орудий.
Одной из главных задач Общества становится обслуживание тяжелораненых солдат и офицеров, среди которых были и потерявшие зрение. Была установлена постоянная связь со всеми военными госпиталями. К военно-ослепшим приходили учителя для обучения системе Брайля и активисты Общества, помогавшие раненым адаптироваться в жизни, выбрать новую специальность. В 1943 году время поставило перед Обществом важную общественно-политическую задачу – быстрейшее возвращение военно-ослепших к активной жизни. Создано 58 собственных предприятий Общества для трудового устройства военно-ослепших, прошедших тяжелые испытания. эти люди внесли в жизнь Общества творческую инициативу, энтузиазм и новизну. Они, имеющие образование, профессию и жизненный опыт, пришли к руководству многих первичных организаций и предприятий, помогли Обществу подняться на новую ступень развития.
В 1944 году правительством принято Постановление о всеобщем обучении слепых, развитии учебно-производственных комбинатов, улучшении материально-бытового и культурного обслуживания незрячих.

Послевоенный этап:
Общество развернуло большую работу по восстановлению своих предприятий и организаций, строительству новых учебно-производственных мастерских.
Совмин СССР в 1946 году освободил предприятия Общества от уплаты налога с оборота, что позволило израсходовать на восстановление разрушенных мастерских и учреждений более 40% средств, выделенных на капитальное строительство.
VI съезд ВОС (1947 г.) поставил задачу привлечения на предприятия Общества военноослепших, а также создания в каждом крупном городе хотя бы по одному образцовому предприятию. Большое число незрячих проживало в сельской местности. Поэтому для привлечения их на предприятия VII съезд Общества, состоявшийся в 1951 года, принял решение о строительстве жилых домов и общежитий. В том же 1951 году Совет Министров СССР принял постановление о строительстве для Всероссийского общества слепых 10 предприятий-интернатов на 100 человек каждое.
В начале 50-х годов XX века Всероссийское общество слепых финансово окрепло. Поэтому в 1951 году оно полностью отказалось от государственных дотаций до 1989 года и вносило в доход госбюджета 25% от полученной прибыли ежегодно. ВОС начинает вкладывать крупные средства в строительство производственных помещений, жилых домов, клубов, на проведение культурно-массовой и спортивной работы, на лечение слепых и на оказание нуждающимся материальной помощи. За счет средств Общества в Москве и других городах Российской Федерации было построено 29 школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей. На средства Всероссийского Общества слепых были построены специализированные дома инвалидов в Ивановской, Псковской и Ленинградской областях, в Алтайском и Красноярском краях.
Особое внимание уделялось привлечению к активной общественно-политической и трудовой жизни солдат и офицеров, потерявших зрение на фронтах Великой Отечественной войны. Создано в 1953 году 5 специальных школ по обучению слепых сельскохозяйственным профессиям
Постановлением Правительства для инвалидов по зрению I-ой и П-ой групп установлен в 1953 году шестичасовой рабочий день и ежегодный отпуск не менее 24 рабочих дней.
1954 г.: Постановлением Правительства инвалидам по зрению установлен бесплатный проезд на всех видах внутригородского транспорта.
В Москве в 1954 году создана Республиканская центральная библиотека для слепых Министерства культуры РСФСР, которая в настоящее время является научно-методическим центром библиотечного обслуживания слепых и слабовидящих граждан России и государственным хранилищем литературы для инвалидов по зрению. В Астрахани организована двухгодичная школа по подготовке рабочих-щеточников.
В 1955 г. На VIII съезде ВОС поставлены перед Обществом новые задачи: развитие международных связей и организацию записи на магнитную ленту и долгоиграющие пластинки лекций, концертов, художественной и политической литературы. ЦП ВОС обратился в Президиум Академии Наук СССР с просьбой разработать “…необходимые для слепых аппараты, позволяющие читать обычный шрифт”.
В 1956 г. Верховным Советом СССР принят Закон о государственных пенсиях, котором установлены льготы инвалидам по зрению: женщины получили право на пенсию по старости с 40, мужчины – с 50 лет.
В 1957 г. Впервые в качестве обязательного предмета в школах для слепых и слабовидящих детей введена тифлографика Н.А. Семевского, первого разработчика основ рельефного восприятия информации. Спортсмены Всероссийского общества слепых дебютировали на международных соревнованиях незрячей молодежи. В Кисловодске по согласованию с министерством здравоохранения РСФСР получила
официальный статус школа массажистов, которая начала свою работу в 1947 году как курсы незрячих массажистов. Первый выпуск состоялся в 1958 году, а с 1982 года Кисловодская школа массажистов преобразована в медицинское училище. Сотни высокопрофессиональных массажистов,
выпускников школы, успешно работают в санаториях и спортивных клубах страны.

Этап расцвета ВОС
60-е – 80е годы XX века стали для Общества временем организационного, культурного и производственного процветания ,насыщенным важными событиями: начал работать Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов ВОС (1959); в Чебоксарах и Бийске открылись школы восстановления трудоспособности слепых (1963(, в Подмосковье — школа по обучению собак-проводников (1960). Впервые в СССР была записана на магнитную ленту «говорящая» книга, для её прослушивания инвалиды по зрению стали получать бесплатно магнитофоны. В 1961 г. создана студия записи книг на магнитную ленту при Республиканской центральной библиотеке для слепых, что позволило перейти к формированию фонотек “говорящих” книг в специальных библиотеках. В 1963 г. студия звукозаписи была передана в ведение Общества. На средства ВОС была построена современная брайлевская типография. Вступают в строй три крупных специализированных санатория в Подмосковье, Геленджике (“Солнечный берег” – 1969) и Пятигорске (“Машук” – 1984). Строятся офтальмологические клиники в областных городах России, Центральная республиканская офтальмологическая больница в Москве и оснащаются оборудованием за счет средств Общества.
В 1958 года организовано Центральное конструкторско-технологическое бюро ВОС, переименованное впоследствии в Специальное конструкторское бюро, основной задачей которого стала разработка новых конструкций пускорегулирующей аппаратуры и нестандартного оборудования для предприятий Общества.
В 1963 году X съезд ВОС провозглашает главной задачей качественное и рациональное трудоустройство инвалидов по зрению. Предприятия Общества стали оснащаться новейшим оборудованием, становясь современным промышленным производством. Главным направлением в их работе стали специализация и внедрение конвейерных линий. Члены ВОС получили более широкие возможности трудоустройства.
Всероссийское общество слепых вступило в члены Всемирного совета благосостояния слепых (ВСБС).
В 1968 году Создан Совет работников интеллектуального труда Общества. К работе в Совете привлечены ученые, педагоги, юристы, являющиеся членами ВОС.
Журнал “Жизнь слепых” получил новое название – “Наша жизнь”.
Комиссия ЦП ВОС по точным наукам, возглавляемая кандидатом физико-математических наук И.В. Проскуряковым, разработала в 1971 г. “Систему обозначений для слепых по математике, физике и астрономии”.
В Москве на базе УПП N 1 в 1973 г. начат выпуск рельефно-графических пособий.
К 50-летнему юбилею ВОС проблема трудоустройства слепых была решена. Правительство СССР высоко оценило достижения Общества, наградив его орденом Трудового Красного Знамени.
С 1 января 1975 г. ЦП ВОС ввело в штатное расписание предприятий, численностью слепых не менее 300 человек, должность освобожденного председателя бюро первичной производственной организации.
В 1975 г. XIII съезд ВОС утвердил Постановление Президиума ЦП ВОС от 1 августа о
присвоении звания “Почетный член Общества” за особые заслуги в области просвещения, культуры, трудовой, медицинской и социальной реабилитации незрячих, совершенствования производства и за активное участие в деятельности Общества. Звание “Почетный член Общества” является высшей наградой Всероссийского общества слепых.
В 1976 г. на УПП N 4 г. Москвы создана “Служба тифлотехники”, основной задачей которой являлась разработка и внедрение в производство тифлотехнических средств культурно-бытового назначения. “Служба тифлотехники” объединила молодых конструкторов и инженеров из научно-исследовательских институтов и проектно-конструкторских бюро промышленности. Первой оригинальной разработкой Службы стала разработка складной трости для инвалидов по зрению. В 1978 году СКБ ВОС определено как головная организация по разработке и внедрению тифлотехнических средств, и “Служба тифлотехники” вошла в состав конструкторского бюро Общества.
Впервые изделию, выпускаемому предприятием ВОС, присвоен в 1976 г. Государственный “Знак качества”.
1978 г.: В городе Суздаль Владимирской области г. состоялся седьмой Пленум Центрального правления ВОС, который обсудил состояние дел в области социальной реабилитации инвалидов по зрению и определил работу по социальной реабилитации, как “…комплекс медицинских, психологических, социологических и педагогических программ, с помощью которых слепой максимально может восстановить утраченные функции”. Пленум поручил ЦП ВОС рассмотреть вопрос о введении в штаты предприятий должности инженера по социально-трудовой реабилитации, а в штаты местных организаций – должности инструктора по элементарной реабилитации. Расширены функции СКБ ВОС – созданы подразделения по работе со слепоглухими и по исследованию проблем социально-психологической реабилитации слепых. В Институте повышения квалификации ВОС создан факультет организаторов промышленного производства, который из числа незрячих членов ВОС должен готовить резерв руководящих работников Общества.
В 1980 г. рамках “Олимпиады-80” в Москве на ВДНХ СССР открылась первая в стране выставка “Социально-трудовая реабилитация в СССР”. Самый большой раздел выставки рассказывал о жизни и деятельности Всероссийского общества слепых, о работе его предприятий и организаций. 46 изделий, выпускаемых предприятиями ВОС, включая новые разработки тифлотехнических средств, экспонировались на выставке. Две золотых, три серебряных и три бронзовых медали за разработку и внедрение тифлотехнических средств – таков итог первого появления Общества на главной выставке страны.
По инициативе Общества в Москве 1982 г. проведена Международная конференция по унификации нотных обозначений для инвалидов по зрению.
В апреле 1985 г. Общество отметило 60-летний юбилей. За достигнутые успехи в организации трудовой и общественной деятельности инвалидов по зрению Президиум Верховного Совета РСФСР наградил Всероссийское общество слепых Почетной грамотой.
В конце 1985 годаПрезидиумом ЦП ВОС утверждено “Положение о службе социальной реабилитации и о советах по реабилитации”. В штат предприятий введена должность заместителя директора по социальной реабилитации.
В 1986 году на XV съезде ВОС было отмечено, что все предприятия работают рентабельно. Необходимо было продолжить техническое совершенствование производства и увеличивать выпуск товаров народного потребления. Активно осуществлялась реабилитация членов ВОС на базе школ восстановления трудоспособности слепых, а также во всех структурах Общества. Культучреждения и работники предприятий добились определенного улучшения культурно-массовой, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Проводились мероприятия по повышению квалификации и выдвижению новых руководящих кадров.

Этап перестройки:
Конец 80-х годов становится для Общества началом нового этапа его развития и участия в социально-политических процессах, обусловленных реформами в экономике и демократизацией общества.
В 1987 г. Общество активно включилось в радикальную перестройку всех сфер своей жизни. В 1987 году на IV Пленуме ЦП ВОС утверждены “Положение об учебно-производственном предприятии (производственном объединении)” и “Положение о местном правлении”. Реорганизация системы управления предоставила предприятиям самостоятельность, а правлениям возможность направить все силы и средства на решение вопросов социальной защиты инвалидов по зрению, их прав и интересов.
В 1989 г. в Москве в Доме Просвещения проходила первая совместная Советско-Шведская выставка технических средств реабилитации для инвалидов по зрению и научно-практическая конференция, на которой обсуждались вопросы развития компьютерных систем для инвалидов по зрению.
Начат В 1989 г. выпуск ежемесячной часовой радиопрограммы “Ориентир”, рассказывающей о Всероссийском обществе слепых.
С 1 августа законодательно закреплено снятие ограничения с зарплаты инвалидов II-ой группы. Утвержден Указ Президиума Верховного Совета СССР “О подоходном налоге с кооперативов”, соответствии с которым предприятия и учреждения общественных организаций инвалидов с 1 июля освобождены от обложения подоходным налогом.
В 1990 г. Президиум ЦП BOC утвердил “Положение о Совете по социальной реабилитации”. Основная задача Совета – “…координация реабилитационной работы и определение перспектив ее развития”. Центральное полиграфическое предприятие Общества переименовано в Издательско-полиграфический тифлоин-формационный комплекс BOC “ Логос” (ИПТК “Логос”) со статусом базовой организации по тифлоинформационному обеспечению незрячих.
В Закон о собственности внесено изменение, согласно которому общественные организации инвалидов получили право на собственность.

Постсоциалистический этап:
Распад СССР, радикальные социально-экономические преобразования в стране в 90-х годах стали для ВОС тяжелейшим испытанием. На протяжении многих лет Всероссийское общество слепых совершенствовало работу по комплексной реабилитации незрячих и их интеграции в общество, считая это своей главной целью. Но, никогда наша организация не сталкивалась с такими трудностями, которые выпали на её долю в постперестроечные времена. Общество ищет пути самосохранения и адаптации к рыночным условиям, активно проводит преобразование всех сфер своей жизни.
1991: г. С января Верховным Советом СССР введен в действие Закон СССР “Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР”, разработанный по инициативе и при непосредственном участии депутатов Верховного Совета А. Неумывакина, В.Меньшикова и В.Дикуля. Впервые в нашей стране законом закреплено конкретное и объективное определение инвалидности. В Доме посвещения ВОС открылся первый в стране рекламно-пропагандистский центр “Тифлоинформ”, который в октябре получил официальный статус Информационного центра Общества. Основная задача Центра – содействие развитию технических реабилитационных средств для инвалидов по зрению и рекламно-информационная деятельность. В Центральном Доме Культуры ВОС состоялось торжественное открытие Центрального музея истории Общества. XVI съезд ВОС отметил, что в настоящий период самое важное направление деятельности Общества – выработка на государственном уровне правовых гарантий деятельности ВОС. Съезд принял решение сосредоточить усилия на развитии предпринимательства среди инвалидов по зрению и на использовании всех форм собственности для трудоустройства членов ВОС.
1992 г.: В Институте повышения квалификации ВОС открыты курсы незрячих программистов. Создан Республиканский консультационно-методический центр по использованию незрячими компьютерной техники, основная задача которого – создание методик, пособий и инструкций по применению электронной техники инвалидами по зрению, создание рабочих мест и предоставление машинного времени незрячим пользователям. В Москве состоялся I-ый Международный фестиваль инвалидов, который подвел итоги Десятилетия инвалидов, объявленного ООН. Президент Российской Федерации издал Указ “ О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов”, в котором определен перечень дополнительных льгот и усилена государственная поддержка инвалидов в условиях перехода к рыночной экономики.
1993 г.: По инициативе Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих и Всероссийского общества инвалидов разработан и принят Указ “О мерах профессиональной реабилитации и обеспечении занятости инвалидов в период перехода к рыночным отношениям”. 10 апреля состоялся первый выпуск тифлологов высшей квалификации, окончивших Волоколамское отделение кафедры тифлопедагогики факультета дефектологии Российского педагогического Государственного Университета им. А.И.Герцена; 28 работников Общества получили университетские дипломы. Общество впервые приняло участие в международной оптово-промышленной ярмарке “ИНТЕРОПТТОРГ” и зарегистрировано ее постоянным экспонентом. Создана торгово-промышленная фирма “ПромВОС”, основная задача которой – освоение и постановка на производство новых изделий и изучение рынков сбыта. В декабре в Кремлевском Дворце открылась Декада инвалидов, приуроченная к Международному Дню инвалидов. Впервые Всероссийское общество слепых приняло активное участие в организации и проведении Декады.
1994 г.: Президиумом ЦП ВОС утверждено “Положение об использовании товарного знака ВОС”, зарегистрированного на имя Центрального правления. Впервые фирменным товарным знаком маркироваться конкурентоспособная продукция предприятий Общества. В соответствии с Постановлением Президиума ЦП ВОС определено шесть региональных коммерческо-сбытовых центров и начато создание единой товаропроводящей сети Общества. создан региональный коммерческо-сбытовой центр “ДонВОС” в Ростове-на-Дону и реорганизована работа республиканской базы снабжения ВОС, полностью направленная на максимальную продажу продукции, выпускаемую предприятиями Общества. создан Северо-Западный региональный коммерческо-сбытовой центр “ВОСторг” в Санкт-Петербурге.
После распада Советского Союза и смены общественного строя, наступили очень тяжелые времена. Многие предприятия для инвалидов по зрению потерпели банкротство, другие объединились в корпорации, а местные организации смогли выживать только благодаря помощи городских и районных властей.
В 1997 году в соответствии с законодательством РФ все предприятия ВОС были преобразованы в общества с ограниченной ответственностью.
С целью повышения эффективности производства и усиления контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий в 2002 году создаются Наблюдательные советы, руководимые председателями региональных организаций. ЦП ВОС одновременно выполняет функции Высшего органа управления хозяйственными обществами ВОС.
Всероссийское общество слепых успешно устояло в социально-экономических преобразованиях того времени. Наше Общество по-прежнему остается авторитетной и наиболее влиятельной организацией инвалидов. Сегодня, огромным опытом в области реабилитации инвалидов по зрению и интеграции в общество, ВОС делится на международном уровне. За свою 87-летнюю историю Всероссийское общество слепых приобрело значительный опыт реабилитационной, хозяйственной, социокультурной и иной деятельности. Многогранная работа всех поколений инвалидов по зрению позволила Обществу не только встать на ноги на заре своего становления, завоевать авторитет и международное признание, но и успешно преодолевать все перипетии истории и экономические невзгоды.
В 2008 году после многих лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей, Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис привёл во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. К сожалению международный финансово-экономический кризис не обошёл стороной ВОС. Уменьшились объемы продаж, обострились проблемы, требующие материального решения. Надо прямо сказать, что к трудностям мы приучены и «сдаваться без боя» не собираемся. Во многом благодаря поддержке государства и действиям высококвалифицированного коллектива, благодаря упреждающим антикризисным решениям ЦП ВОС и заложенному экономическому потенциалу ВОС, благодаря слаженной работе всех подразделений, Всероссийское общество слепых продолжает отстаивать свои экономические и социальные интересы. Согласно реалиям времени, направления деятельности Общества меняются, но принцип — не ждать и надеяться, а действовать и добиваться остаётся неизменным для Всероссийского общества слепых.
Всероссийское общество слепых с чувством особой ответственности, особого долга сверяет каждый свой шаг, каждое действие с нуждами и потребностями ветеранов. В этих целях при ЦП ВОС наряду с другими общественными советами образован и ведёт активную многолетнюю работу Совет ветеранов.
В XXI веке проводятся всероссийские социо-культурные мероприятия: «Два крыла», «КИСИ», «Местная чудесная», «Робинзонада» и другие.
ВОС с момента своего основания уделяло самое пристальное внимание проблемам молодых инвалидов по зрению. В значительной степени именно на молодых инвалидов направлены реабилитационные и образовательные программы федерального масштаба таких учреждений, как культурно-спортивный реабилитационный комплекс ВОС,институт «РЕАКОМП», Волоколамский реабилитационный центр и его филиалы. У рядовых членов ВОС есть прекрасные возможности повысить собственную профессиональную квалификацию и социальную компетенцию в рамках программ социо-культурной реабилитации, реабилитации средствами физической культуры и спорта, профессиональной переподготовки. Последнее время ВОС осваивает и новые направления реабилитационной работы, рассчитанные именно на молодыхинвалидов по зрениию. Речь идёт о таких реабилитационных проектах, как использование системы спутниковой навигации для ориентирования инвалидов по зрению, профессиональное применение цифровых технологий для аранжировки музыкальных композиций и др. В ближайших планах организация специализированных курсов по основам предпринимательской деятельности для инвалидов по зрению. Эти курсы призваны способствовать решению проблемы их трудоустройства.
В начале 2010 г. По решению руководства ВОС на базе КСРК ВОС был создан отдел по работе с молодёжью, основной задачей которого стало выявление потребностей молоых инвалидов в различных сферах и разработка ноых форм и методов реабилитационной работы с молодымиинвалидами по зрению. Одним из ключевых событий системы ВОС в юбилейном 2010 году стал I всероссийский молодёжный образовательный форум инвалидов по зрению(28 ноября по 4 декабря КСРК), столь масштабное мероприятие, дало толчок к проведению молодёжных форумов на базе региональных организаций ВОС. В мае 2011 года был проведён II всероссийский молодёжный образовательный форум. Таким образом, целенаправленная молодёжная политика ВОС вышла на новый уровень и стала одним из его стратегических приоритетов. Принципиальное отличие молодёжных форумов от других социо-культурных и спортивных мероприятий общества состоит в том, что оно направлено не на талантливых инвалидов по зрению, а на молодых инвалидов по зрению в возрасте от 18 до 40 лет, которые ведут активный образ жизни и стремятся помочь другим инвалидам в рамках общества или за его пределами. Всероссийские молодёжные форумы призваны внести свой вклад в достижение целей молодёжной политики ВОС, которые на данный момент сформулированы следующим образом: более активное вовлечение молодых инвалидов по зрению в общественную деятельность ВОС, содействие нравственному, профессиональному, интеллектуальному и физическому развитию молодых инвалидов по зрению, их комплексная реабилитация и интеграция в современное общество.
На практике молодёжные форумы ( как всероссийские,так и региональные и даже местные) призваны содействовать решению следующих задач:
1. Выявление актуальных потребностей молодых инвалидов по зрению в различных сферах жизни.
2. Ознакомление молодых инвалидов по зрению с текущей деятельностью организаций, предприятий и учреждений системы ВОС, дающих возможности для профессионального, карьерного, интеллектуального роста, для занятия спортом и творчеством.
3. Разработка новых и развитие существующих механизмовудовлетворения реабилитационных потребностей молодых инвалидов по зрению.
4. Налаживание контактов между молодых инвалидов по зрению, проживающимив различных регионах РФ, с целью эффективного обмена опытом, оказания технической и консультационной поддержки.
5. Ознакомление молодых инвалидов по зрению с современными тенденциями в реабилитационной сфере и новыми техническими средствами реабилитации.
6. Разработка предложений по организации структур и деятельности специалистов, ответственных за реализацию молодёжной политики ВОС.
7. Предоставление молодых инвалидов по зрению возможности реализовать свой творческий потенциал, повысить уровень интеллектуального развития, а также принять участие в локальных социо-культурных и спортивных мероприятиях.
18 мая 2011 г. на расширенном заседании ЦП ВОС создан совет по делам молодёжи.
Направления работы с молодёжью: образование, спорт, культура, социальный туризм, адаптивные информационно-коммуникационные технологии, доступная среда, защита прав, трудоустройство.
Съезд XXI отмечает следующие основные результаты работы:
Создан Совет по делам инвалидов при президенте РФ и Департамент по делам инвалидов в структуре Минздравсоцразвития России.
Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов и проводится работа по ее ратификации. ВОС активно участвует в этом процессе.
Удалось добиться изменения законодательства в части использования группы инвалидности при назначении пенсий, определения инвалидам размера ежемесячных денежных выплат и предоставлении социальных услуг; восстановлении функций субъектов РФ по оказанию содействия в решении проблем инвалидов и их организаций, утраченных в связи с принятием ФЗ 122-ФЗ от 2004 года.
Решен вопрос о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение для сопровождающего инвалида 1 группы.
Увеличен размер компенсации на содержание собак-проводников с последующей ежегодной индексацией.
Решен вопрос о частичной компенсации в виде субсидий уплаченных налогов и страховых взносов организациями, хозяйственными обществами и учреждениями ВОС.
Успешно завершена реализация ФЦП «Социальная поддержка инвалидов» на 2006-2010 годы.
Принята Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы, в разработке которой ВОС принимал активное участие.
Стабилизировалась численность членов Всероссийского общества слепых на уровне 2006 года. Наметилась тенденция их увеличения.
Возросло количество пользователей ПК среди незрячих в 2,33 раза. На сегодняшний день их насчитывается более 14 тысяч.
Активизировалась работа с молодыми инвалидами по зрению: проведено два молодежных форума и создан Совет по делам молодежи при ЦП ВОС. В региональных организациях проходят молодежные форумы.
На новый уровень вышла работа региональных и местных организаций по взаимодействию с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, партиями и движениями, негосударственными фондами, что позволило существенно повысить результаты их деятельности по выполнению уставных задач в интересах инвалидов по зрению.
В целях своевременного информирования членов ВОС о важнейших событиях в Обществе и стране создана Интернет – радиостанция ВОС «РАДИО ВОС».
В соответствии с Концепцией развития хозяйственных обществ ВОС на период с 2006 до 2010 года реализовано 5 Программ развития предприятий ВОС. Рассмотрено более 400 инвестиционных проектов, из которых 277 были профинансированы. В реализации Концепции приняли участие 127 предприятий.
87 лет — солидный возраст для общественной организации, и все эти годы ВОС
служит своим благородным целям, чтит свои традиции и продолжает вершить свою историю.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
XXI съезда Всероссийского общества слепых

15 ноября 2011 года

XXI съезд Всероссийского общества слепых постановляет:
III. Руководству ВОС и постоянно действующим руководящим и
контрольно-ревизионным органам ВОС продолжать работу по поддержке инвалидов по зрению – членов ВОС, с учетом реализации Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы и предстоящей ратификации Конвенции (уже ратифицирована) о правах инвалидов:

1. В области общественно-государственного партнерства:
Центральному правлению ВОС, правлениям региональных организаций:
1.1. Продолжать активную работу с органами государственной власти РФ и органами самоуправления по реализации федеральных законов и других законодательных актов РФ социальной направленности, а также совершенствованию законодательной базы в сфере социальной защиты и поддержки инвалидов и их организаций.
Добиваться отмены законодательных актов, ущемляющих права и интересы инвалидов по зрению. Обратиться в Правительство РФ с вопросом о предоставлении ВОС права организации и проведения аукционов на технические средства реабилитации,
включенные в Федеральный перечень. Обратить особое внимание на индексацию денежных компенсаций отмененных льгот в соответствии с ростом цен на услуги, по которым предоставлялись льготы, а не по коэффициенту инфляции; увеличение размеров ежемесячных денежных выплат инвалидам, их приближения к реальной стоимости отмененных видов натуральных льгот и осуществления этих выплат с учетом районных коэффициентов. Продолжить работу по сохранению жилищно-коммунальных льгот для инвалидов.
1.3. Активнее использовать представительство членов ВОС в общественных Советах при Президенте РФ, Федеральном собрании РФ, министерствах и ведомствах, главах администраций субъектов РФ и муниципальных образованиях, в Общественных палатах федерального и регионального уровнях, партиях и движениях для решения проблем инвалидов по зрению и организаций ВОС.
1.4. Практиковать проведение мониторинга по реализации наиболее значимых для инвалидов по зрению положений федерального и региональных законодательств социальной направленности.
1.5. Добиваться использования всех форм поддержки государством Всероссийского общества слепых как социально ориентированной некоммерческой общественной организации (предоставление налоговых льгот, преференций, льгот неналогового характера (по аренде помещения), субсидирования, безвозмездной передаче государственного или муниципального имущества в собственность и т.д.).
2. В области реализации Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы:
2.2.Правлениям региональных организаций, руководителям хозяйственных обществ и учреждений ВОС:
— принять активное участие в разработке предложений в региональные и муниципальные программы по доступности среды, добиваться их финансирования из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
— постоянно проводить мониторинг изменения состояния доступности зданий и сооружений приоритетных объектов и услуг в субъектах РФ и муниципальных образованиях для инвалидов по зрению;
— проводить мониторинг реализации Конвенции о правах инвалидов.

3. В области социального развития ВОС:
3.1. Центральному правлению ВОС:
— ежегодно разрабатывать Программу ВОС «Реабилитация инвалидов по зрению» и добиваться ее реализации;
— продолжать работу по обеспечению ежегодного финансирования Центра реабилитации слепых с филиалами, Российской школы подготовки собак-проводников и КСРК ВОС за счет средств федерального бюджета, в том числе на развитие их реабилитационной
базы;
— принять меры по сокращению очередности на прохождение реабилитации в Центрах реабилитации слепых ВОС. В этих целях:
— открыть в Железногорском филиале ЦРС отделение профессиональной подготовки инвалидов по зрению;
— расширить перечень профессий для обучения инвалидов по зрению в
реабилитационных центрах ВОС и НУ ИПРПП ВОС «Реакомп»;
— добиваться открытия Грозненского филиала ЦРС ВОС (Чеченская республика, г. Грозный) с финансированием его содержания из федерального бюджета;
— завершить строительство, оборудовать и ввести в эксплуатацию в Российской школе подготовки собак-проводников ВОС отдельное здание питомника;
— разрабатывать и внедрять новые формы социокультурных мероприятий с привлечением государственных, общественных, творческих и коммерческих организаций, развивать Парадельфийское движение;
— продолжать работу на федеральном и региональных уровнях по решению вопроса об оплате или компенсации проезда инвалидов по зрению в реабилитационные центры ВОС;
— добиваться ежегодного финансирования из федерального бюджета спортивных мероприятий, включенных в «Календарный план всероссийских и международных спортивных мероприятий ВОС».
3.2. Центральному правлению ВОС, правлениям РО ВОС:
— совершенствовать методическое и информационное обеспечение в системе ВОС в области комплексной реабилитации инвалидов по зрению;
— взаимодействовать с Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов РФ по совершенствованию методов реабилитации инвалидов по зрению средствами физической культуры, спорта и социальным туризмом. Активнее вовлекать в занятия спортом и приобщать к здоровому образу жизни широкий круг инвалидов по зрению, прежде всего детей и молодежь;
— продолжить развивать молодежное движение ВОС, расширять формы и методы работы с детьми и молодежью, активизировать обучение молодых специалистов ВОС современным формам и методам реабилитационной деятельности;
— проработать возможность упрощения процедуры оформления индивидуальной программы реабилитации в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
3.3. Правлениям РО ВОС:
— оказывать содействие в трудоустройстве инвалидов по зрению, добиваться введения в регионах квотирования рабочих мест, а также создания специализированных рабочих мест для инвалидов по зрению на предприятиях всех форм собственности за счет средств субъектов РФ и фондов занятости населения;
— проводить работу по обеспечению инвалидов по зрению техническими средствами реабилитации, продолжать добиваться расширения перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, представляемых инвалиду на региональном уровне и включения их в индивидуальную программу реабилитации;
— совместно с генеральными директорами принять меры по развитию реабилитационной базы хозяйственных обществ ВОС и активизации социальной и реабилитационной работы с работающими инвалидами по зрению.
3.4. Центральному правлению ВОС, руководителям санаториев ВОС:
— продолжить работу по модернизации материально-технической базы санаториев и расширению комплекса медицинских услуг, оказываемых инвалидам по зрению за счет внедрения современных методов лечения и диагностики офтальмологических и других заболеваний;
— обеспечить выполнение ежегодных государственных контрактов на приобретение путевок для инвалидов по зрению;
— принять меры по организации деятельности санаториев на принципах самоокупаемости за счет участия в инвестиционных проектах, в федеральных и региональных программах развития курортов, оказания платных медицинских и прочих услуг, реализации путевок по свободным ценам;
— добиваться на федеральном уровне оплаты путевок для инвалидов по зрению не ниже их себестоимости;
— проработать механизм обеспечения путевками и оплату проезда авиатранспортом в летний период инвалидов по зрению, которые по своей профессиональной деятельности не имеют возможности отдыхать в осенне-зимний период.

4. В области содействия реализации государственной информационной политики и модернизации информационных ресурсов ВОС:
4.1. Центральному правлению ВОС:
— создать условия для обеспечения членов ВОС общественно значимой информацией, используя сайт ВОС, сайты региональных и местных организаций и учреждений ВОС.
Способствовать обеспечению членов ВОС необходимой информацией на цифровых носителях с использованием специальных устройств, в том числе цифровой «говорящей» книгой;
— развивать механизмы информационного взаимодействия организаций ВОС с органами государственной власти и органами местного самоуправления, партиями, другими общественными организациями;
— способствовать деятельности НУ ИПРПП ВОС «Реакомп» и ООО ИПТК «Логосвос» в качестве координационных и научно-методических центров в области развития и внедрения современных информационных технологий;
— с участием Ученого совета при НУ ИПРПП ВОС «Реакомп» провести работу по синхронизации учебных планов и программ в области информационных технологий в учреждениях ВОС.

5. В области экономического развития хозяйственных обществ ВОС:
5.1. Центральному правлению ВОС (Высшему органу управления хозяйственными обществами ВОС):
— активно участвовать в привлечении финансовых средств, определенных Государственной программой «Доступная среда на 2011-2015 годы по поддержке программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройства инвалидов на рынке труда, в том числе на создание рабочих мест и обеспечение доступности рабочих мест;
— совершенствовать систему управления хозяйственными обществами ВОС за счет внедрения программных продуктов 1С, предусматривая максимальную автоматизацию сбора отчетных данных и разработку системы анализов основных показателей фактической работы каждого предприятия;
— продолжить работу по совершенствованию организационных форм управления предприятиями, предусматривая широкое применение аутсорсинга (передача вспомогательных производств специализированным организациям), развитие кооперированных связей между ними, внедрения системы менеджмента качества и использование современных методов продвижения на рынок производимых товаров;
— осуществлять плановое перепрофилирование предприятий, которые являются убыточными и не имеют продукции, востребованной на рынке, за счет включения их в годовые Программы по развитию хозяйственных обществ ВОС за счет инвестиционных средств;
— организовать работу по повышению качественного уровня трудоустройства инвалидов на предприятиях ВОС, обеспечивая соблюдение требований санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов». В качестве основного источника финансирования этих работ предусмотреть средства, получаемые хозяйственными обществами от сдачи имущества ВОС в субаренду или от реализации излишних площадей.
5.2. Центральному правлению ВОС (Высшему органу управления хозяйственными обществами ВОС) потребовать от генеральных директоров хозяйственных обществ:
— ежегодно разрабатывать программы технико-экономического развития хозяйственных обществ ВОС, предусматривая их финансирование, как за счет собственных средств предприятий, включая заемные, так и за счет привлеченных средств. Считать приоритетом для включения в программу технико-экономического развития хозяйственных обществ ВОС мероприятия, которые увеличивают численность работающих инвалидов по зрению;
— за счет внедрения на предприятиях ВОС специальных рабочих мест для инвалидов,
оборудованных необходимыми компьютерными программами, активнее привлекать их к работе в управленческих структурах;
— принятия самых решительных мер по повышению квалификации управленческого персонала в области информационных технологий за счет обучения на платных курсах, организации самоподготовки и дифференциации оплаты труда в зависимости от владения необходимыми компьютерными программными продуктами;
— организации на всех предприятиях ВОС высокоскоростного доступа в сеть Интернет, практически внедрить программу Skype;
— обеспечения внедрения программных комплексов «1С» для ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учетов на всех хозяйствующих субъектов ВОС;
— персональной ответственности за внедрение средств автоматизации управленческой деятельности, своевременность и качество представляемой отчетности в аппарат управления ВОС;
— своевременного принятия необходимых организационных, технических и экономических мер, обеспечивающих прибыльную работу хозяйственных обществ и выполнения обязательств, как по развитию, так и по уплате обязательных налогов и платежей.
5.3. Руководству ВОС и председателям Наблюдательных советов хозяйственных обществ:
— сосредоточить усилия на более тщательном контроле и анализе деятельности каждого хозяйственного общества;
— при рассмотрении квартальных и годовых отчетов требовать от генеральных директоров предприятий подробного анализа причин неэффективной работы, не выполнения условий оплаты минимальной зарплаты, несоблюдения полноценного режима работы и предложений по устранению выявленных причин;
— оказывать необходимую помощь хозяйственным обществам ВОС, как финансовую, так и организационную при резких изменениях рыночной ситуации, с целью сохранения и создания дополнительных рабочих мест для инвалидов по зрению.
5.4. Совету директоров хозяйственных обществ ВОС сосредоточить свою работу на рассмотрении инвестиционных бизнес-планов предприятий для включения их в Программу развития хозяйственных обществ ВОС, а также на внедрении новых форм управления.

6. В области совершенствования финансовой работы:
6.1. При разработке консолидированного годового бюджета ВОС учитывать как в доходной, так и в расходной статьях средства, получаемые и расходуемые всеми хозяйствующими субъектами ВОС с их расчетного счета независимо от источников поступления.
6.2. Считать обязательным условием для всех хозяйственных обществ ВОС получение чистой прибыли с целью создания условий для их экономического развития и выполнения обязательств по содержанию ВОС.
6.3. С целью дальнейшего укрепления позиций на рынке по реализации выпускаемой продукции хозяйственными обществами ВОС считать целесообразным перейти на работу с НДС.
6.4. С целью создания единой платформы учетной политики хозяйственных обществ ВОС перейти к единой методике разработки Учетной политики предприятий ВОС.

7. В области содержания и использования имущества ВОС:
Центральному правлению, правлениям региональных организаций, руководителям хозяйственных обществ и учреждений ВОС считать приоритетной задачей сохранение и преумножение недвижимого имущества ВОС, для чего:
7.1. Завершить полную инвентаризацию зданий, сооружений, помещений и земельных участков, принадлежащих ВОС и оформление земельных участков в собственность ВОС.

7.2. Продолжить работу по поддержанию имущества ВОС в надлежащем состоянии. Финансирование данных работ осуществлять как за счет средств ВОС, так и средств, привлекаемых ВОС и его региональными организациями, хозяйственными обществами и учреждениями на безвозмездной основе.
7.3. По объектам имущества ВОС, которые в настоящее время не могут быть использованы эффективно, либо имеются условия для более эффективного использования, осуществлять разработку технико-экономических обоснований их развития и на этой основе принимать решение об их дальнейшем статусе, в том числе:
— по созданию производственно-имущественных комплексов, строительству на свободных земельных участках производственных, жилых, офисных и других зданий и комплексов зданий, как полностью за счет финансирования ВОС, так и при долевом участии ВОС, хозяйственных обществ и соинвесторов;
— в случае неиспользования имущества (зданий, сооружений, помещений, земельных участков) ВОС и его хозяйственных обществ в производственно–хозяйственной деятельности и требующего постоянных затрат на его эксплуатацию и содержание, провести работу по его реализации. Вопросы по отчуждению имущества в обязательном порядке рассматривать на заседаниях правлений региональных организаций ВОС и Наблюдательных советов ООО. Окончательное решение по данному вопросу принимает ЦП ВОС.

8. В области совершенствования работы с персоналом ВОС:
8.1. Центральному правлению ВОС:
— основные усилия кадровой политики в ВОС сосредоточить на формировании кадрового состава, подбор, учет, расстановку, профессиональную адаптацию и организацию повышения квалификации руководящих работников и специалистов аппарата управления, организаций, хозяйственных обществ и учреждений ВОС;
— активнее использовать весь комплекс (принципы, методы, средства и формы) воздействия на интересы, поведение и деятельность руководителей региональных организаций, хозяйственных обществ и учреждений ВОС, добиваться максимального использования их потенциала для достижения высоких конечных результатов в социальной и производственно-хозяйственной деятельности Общества;
— использовать проведение как региональных, так и общероссийских совещаний руководителей хозяйствующих субъектов ВОС с целью обмена опытом работы и повышения качества организации работы по выполнению уставных задач ВОС;
— расширить тематику проводимых семинаров с руководящими работниками и специалистами региональных и местных организаций, учреждений и хозяйственных обществ ВОС.

9. В области организационной работы:
9.1. Центральному правлению, региональным организациям, хозяйственным обществам и учреждениям ВОС при планировании своей деятельности строго руководствоваться данным постановлением. В этих целях:
— разработать и утвердить планы по практическому выполнению решений съезда и реализации критических замечаний и предложений, высказанных на съезде, и организовать их выполнение; ежегодно рассматривать ход их выполнения;
— привести все нормативные акты ВОС в соответствие с решениями съезда и законодательством РФ;
— осуществлять постоянный контроль за своевременным и качественным исполнением постановлений вышестоящих руководящих органов и своих собственных решений;
— обеспечить высокую эффективность проводимых организационных мероприятий, их влияние на выполнение уставных задач;
— провести работу по модернизации системы учета и отчетности в Обществе на основе компьютерных технологий;
— постоянно проводить анализ работы региональных и местных организаций;
— ежегодно подводить итоги работы региональных организаций и принимать меры по ее совершенствованию;
— практиковать распространение прогрессивных форм и методов работы региональных организаций по всем направлениям уставной деятельности;
— обеспечить разработку методических материалов по основным направлениям уставной деятельности;
— проводить разумную, продуманную бюджетную политику в соответствии с Положением о бюджетах ВОС;
— при формировании ежегодных бюджетов ВОС с учетом финансовых возможностей предусматривать рост оплаты труда сотрудников региональных и местных организаций.

9.2. Центральной контрольно-ревизионной комиссии, контрольно-ревизионным
комиссиям региональных и местных организаций в своей деятельности строго руководствоваться Положением о контрольно-ревизионных комиссиях, утвержденным съездом, принимать меры к всестороннему и объективному рассмотрению всех
обращений членов ВОС о недостатках в работе руководящих органов и должностных лиц всех уровней. Особое внимание обратить на контроль за расходованием финансовых средств и сохранность материальных ценностей Общества.
Практиковать проведение совместных заседаний руководящих и
контрольно-ревизионных органов с рассмотрением вопросов исполнения решений XXI съезда ВОС.

10. В области международных отношений:
Руководству и Центральному правлению ВОС:
10.1. Системно и последовательно обеспечивать деятельность ВОС в международном гуманитарном движении инвалидов всех категорий, уделяя особое внимание традиционным контактам с Всемирным Союзом слепых и Европейским Союзом слепых, поддерживать активные деловые связи с другими международными организациями
слепых и слабовидящих.
10.2. Активно участвовать в работе съездов и конференций Всемирного и Европейского союзов слепых, добиваться достойного представительства ВОС в их руководящих органах, отраслевых комитетах и комиссиях.
10.3. Продолжать всестороннее сотрудничество с Международным и Европейским Паралимпийскими комитетами, Международной спортивной организацией слепых ИБСА для обеспечения социальной реабилитации инвалидов по зрению средствами физической культуры и спорта.
10.4. Развивать и умножать двусторонние связи с национальными организациями слепых всех регионов мира с целью обмена практическим опытом и совершенствования социальной поддержки инвалидов по зрению в условиях глобализации современных международных отношений.
10.5. Используя представительство ВОС в международных организациях инвалидов, постоянно работать над решением вопросов экономической конкурентоспособности организаций ВОС, получения международных грантов, включением ВОС в международные программы социального и экономического развития, в том числе и под эгидой Европейского Союза.

IV. Центральному правлению ВОС продолжать работу по повышению эффективности деятельности основных средств массовой информации ВОС (журналов «Наша жизнь»,
«Диалог» и «Радио ВОС»), активнее внедрять современные цифровые технологии для более оперативного доведения до членов ВОС вновь принятых законодательных актов РФ, постановлений Правительства РФ, касающихся инвалидов, постановлений съезда ВОС и Центрального правления ВОС, а также пропаганды лучшего опыта работы организаций, хозяйственных обществ и учреждений ВОС, новых форм и методов их деятельности по социальной поддержке инвалидов по зрению.
V. Центральному правлению, руководителям региональных и местных организаций, хозяйственных обществ и учреждений ВОС принять меры по активному использованию средств массовой информации вне системы ВОС для освещения деятельности ВОС в
целях создания его положительного имиджа, демонстрации возможностей незрячих людей и повышения уровня толерантности в обществе к инвалидам по зрению.